Return Events / Application of International Humanitarian Law and International Human Rights Law in an Armed Conflict

Application of International Humanitarian Law and International Human Rights Law in an Armed Conflict

04 October 2019
Scientific Workshop

Event Description

 

On October 4, 2019, in Sanremo, Italy, the International and Comparative Law Research Center in cooperation with theInternational Institute of Humanitarian Law International Institute of Humanitarian Law held a workshop on “Application of International Humanitarian Law and International Human Rights Law in an Armed Conflict”.

The purpose of the workshop was to take a closer look at the complex relationship between the two sets of rules, in particular problems arising in this regard in the situation of an armed conflict. This issue has repeatedly become the subject of examination in international courts, and the current practice, far from being harmonized, reveals challenges that attempts at their co-application may cause both to the integrity of these rules themselves and to institutions seeking to apply them to armed conflicts and in their aftermath. This is in particular exemplified by the practice of the European Court of Human Rights that strives to extend the European Convention on Human Rights provisions to an armed conflict.

Specifically, in the context of the ECtHR and the ECHR the following questions may arise:

  • Is the ECHR still applied (and does it entail obligations) in an armed conflict, by being extended on an extraterritorial basis to the territory of another state, if military activities take place abroad?
  • If the Convention is still applied, how does one establish the scope of states’ obligations (taking into account the fact that it is clearly impossible to observe all guarantees in a battlefield)?
  • How can the Convention be applied if its provisions contravene applicable IHL rules?
  • If IHL is applied in relation to the Convention as a lex specialis, what impact does the Convention have upon IHL rules in this regard? How does the application of the ECHR and IHL as a lex specialis differ from the application of IHL per se?
  • What features should a forum competent to apply IHL possess? In what way (and to what degree of detail) should the facts be established in order to apply IHL rules in a correct manner?

The very same questions and difficulties may arise in relation to other instruments and institutions. These and other questions were discussed in two consecutive panels composed of representatives of academia, international organizations, courts and tribunals, State authorities.

The welcome addresses were delivered by: 

  • Giorgio Battisti, Vice-President, International Institute of Humanitarian Law;
  • Victoria Manko, General Director, International and Comparative Law Research Center;
  • Bakhtiyar Tuzmukhamedov, Professor of International Law, Member of the Council, International Institute of Humanitarian Law.

The first panel was dedicated to interplay between International Humanitarian Law and International Human Rights Law in an armed conflict. The second one – to application of International Humanitarian Law and International Human Rights Law by international courts and tribunals. Each panel was followed by Q&A session.

The abstracts of the presentations

Presentations were made by

Dieter Fleck
Former Director International Agreements & Policy, German Ministry of Defence, Honorary President of the International Society for Military Law and the Law of War, Member of the Advisory Board of the Amsterdam Center for International Law
Richard Bruce Jackson
Special Assistant, U.S. Army Judge Advocate General for Law of War Matters (Ret.), Adjunct Professor, Georgetown Law Center
Peter Michael Kremer
QC, former Chief of Appeals and Acting Deputy Prosecutor, International Criminal Tribunal for the former Yugoslavia
Jean-Paul Laborde
Roving Ambassador, Parliamentary Assembly of the Mediterranean, Director, Centre of Expertise on Counter-Terrorism Strategies and Actions Special Military School of St-Cyr
Ady Niv
Former legal officer at the UN International Tribunals, attorney at the Department of Special International Affairs, Ministry of Justice of Israel, and legal officer and prosecutor at Military Advocate General’s Corps
Marco Sassòli
Professor of International Law at the University of Geneva, Director of the Geneva Academy of International Humanitarian Law and Human Rights
Natalia Sokolova
Doctor of Law, Associate Professor, Head of the Department of International Law, Academic Director of the Research Institute, Kutafin Moscow State Law University (MSAL)
Wenqi Zhu
Professor of international law, Renmin University School of law, Council Member of the Board of the Chinese Society of International Law and EC Member of the Asian Society of International Law
Cordula Droege
Head of the Operational Law Unit, Legal Division, International Committee of the Red Cross (ICRC)
Anatoly Kovler
Professor Kovler is now serving as Head of the Foreign Law and Comparative Law Center at the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation. He was elected judge of the European Court of Human Rights in 1999 and served until 2012.

Other events

Вернуться Мероприятия / Применение международного гуманитарного права и международного права прав человека в ситуации вооружённого конфликта

Применение международного гуманитарного права и международного права прав человека в ситуации вооружённого конфликта

04 октября 2019
Научный семинар

Описание мероприятия

4 октября 2019 года в г. Сан-Ремо, Италия, Центр международных и сравнительно-правовых исследований совместно с International Institute of Humanitarian LawМеждународным институтом гуманитарного права провели семинар на тему: «Применение международного гуманитарного права и международного права прав человека в ситуации вооружённого конфликта». 

Основная цель семинара заключается в том, чтобы более детально рассмотреть и обсудить вопрос о соотношении двух групп норм в ситуации вооружённого конфликта. Данный вопрос неоднократно становился предметом рассмотрения в международных судах, и нынешняя далеко не согласованная практика выявляет проблемы, которые могут возникать при попытке их совместного применения – как для целостности самих норм, так и для юрисдикционных органов, стремящихся применять их к ситуациям вооружённых конфликтов и их последствиям. Примером этого является, в частности, практика Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), который стремится распространить действие норм Европейской Конвенции о защите прав человека (ЕКПЧ) на ситуацию вооружённого конфликта.

В частности, в контексте ЕСПЧ и ЕКПЧ могут возникнуть следующие вопросы: 

  • Продолжает ли применяться (и создавать обязательства) в ходе вооружённого конфликта Конвенция, в том числе посредством распространения в экстратерриториальном порядке на территорию другого государства, если военные действия ведутся за рубежом?
  • Если Конвенция продолжает применяться, как может быть определён объем обязательств государств (с учётом явной невозможности соблюдения всех гарантий в условиях боевых действий?
  • Как может применяться Конвенция, если её положения вступают в противоречие с подлежащими применению нормами МГП?
  • Если МГП применяется по отношению к Конвенции как lex specialis, какое воздействие оказывает Конвенция на нормы МГП в таком случае? Чем применение ЕКПЧ и МГП в качестве lex specialis отличается от применения МГП как такового?
  • Какими чертами должен обладать форум, в компетенцию которого входит применение МГП? Каким образом (с какой степенью подробности) должны устанавливаться факты для правильного применения норм МГП?

Такие же вопросы и трудности могут возникнуть и в контексте других инструментов в области прав человека и международных юрисдикционных органов. Эти и другие вопросы обсуждались в ходе двух панельных дискуссий с участием российских и иностранных учёных, представителей международных организаций, судов и трибуналов, государственных органов и т.д.

С вступительным словом выступили:

  • Джорджио Баттисти, Вице-президент Международного института гуманитарного права;
  • Виктория Витальевна Манько, Генеральный директор Центра международных и сравнительно-правовых исследований;
  • Бахтияр Раисович Тузмухамедов, Профессор международного права, Член Совета Международного института гуманитарного права.

Первая дискуссионная панель была посвящена вопросу о соотношении международного гуманитарного права и международного права прав человека в контексте вооружённого конфликта. Вторая – вопросу о применении международного гуманитарного права и международного права прав человека международными судами и трибуналами. В конце каждой панельной дискуссии у участников мероприятия была возможность задать вопросы спикерам.

Программа мероприятия

 

С докладами выступили

Ричард Брюс Джексон
Специальный помощник Генерального судьи-адвоката армии США (в отставке), Адъюнкт-профессор Факультета права Университета Джорджтаун
Венжи Жу
Профессор международного права Школы права Китайского народного университета, Член Совета Китайской ассоциации международного права, член Исполнительного совета Азиатской ассоциации международного права
Петер Майкл Кремер
Королевский адвокат, Руководитель секции апелляционного производства (2005-2014) и временно исполняющий обязанности руководителя (2012-2014) Канцелярии Обвинителя Международного трибунала по бывшей Югославии
Жан-Поль Лаборд
Посол по особым поручениям Парламентской Ассамблеи стран Средиземноморья, директор Экспертного центра по контртеррористическим мерам Исследовательского центра Французской военной академии
Ади Нив
Бывший сотрудник по правовым вопросам в Международных трибуналах ООН по Руанде и по бывшей Югославии, юрист Департамента специальных международных дел Министерства юстиции Израиля, сотрудник по правовым вопросам и прокурор Генеральной военной прокуратуры Израиля
Марко Сассоли
Профессор международного права в Университете Женевы, Директор Женевской академии международного гуманитарного права и прав человека
Наталья Александровна Соколова
Заведующая кафедрой международного права, научный руководитель НИИ Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, доцент
Дитер Флек
Бывший директор департамента международных договоров и политики Министерства обороны Германии, Почётный президент Международного общества военного права и права войны, Член Консультативного совета Амстердамского центра по международному праву (Амстердамский университет)
Кордула Дроге
Руководитель Юридического отдела Международного Комитета Красного Креста (МККК)
Анатолий Иванович Ковлер
Заведующий Центром зарубежного законодательства и сравнительного правоведения Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Судья Судья Европейского Суда по правам человека (1999-2012)

Другие наши мероприятия