Старший эксперт Центра Алексей Петренко представил предложения по развитию компетенции Суда ЕАЭС

Как можно развить консультативную функцию Суд Евразийского экономического союза является одним из органов ЕАЭС, и цель его деятельности состоит в обеспечении единообразного применения государствами-членами и органами союзного права, — что помогает в достижении целей интеграции, включая создание условий для экономического развития государств-членов и повышение жизненного уровня их населения. ? Каковы могли бы быть параметры наделения ЕЭК правом обращаться в Суд в отношении действий государств-членов? Старший эксперт Центра международных и сравнительно-правовых исследований Алексей Петренко выступил с докладом на VII Международной конференции Суда ЕАЭС, которая прошла в Минске 21–22 ноября 2024 года. 

VII Международная конференция Суда ЕАЭС

Конференция была посвящена десятилетнему юбилею Договора о Евразийском экономическом союзе и обеспечению единообразного применения права ЕАЭС. Участниками и докладчиками стали представители высших судебных органов государств – членов Союза и международных судебных органов, Евразийской экономической комиссии и органов исполнительной власти государств-членов, учёные и практикующие юристы.

Алексей Петренко в своём выступлении сосредоточился на вопросах переосмысления и развития компетенции Суда ЕАЭС. За время работы Суда накопилась достаточная практика, которая позволяет оценить его востребованность и эффективность. На практике и в доктрине регулярно высказываются предложения по улучшению его работы, складывается запрос на дальнейшее развитие полномочий Суда по обеспечению единообразного применения права Союза.

В своём докладе Алексей остановился на двух вопросах: как можно развить консультативную функцию Суда и как можно представить себе параметры потенциального наделения ЕЭК правом обращаться в Суд в отношении действий государств-членов (если принципиальное решение о наделении её таким правомочием будет принято в будущем). 

Как и для чего можно развить консультативную функцию Суда

Практика частого обращения в Суд за толкованием права ЕАЭС в принципе полезна для восприятия норм Союза в национальных правопорядках. Это делается среди прочего и для осуществления предварительного нормоконтроля и даже несвойственного для таких функций в международном правосудии разрешения предконфликтных ситуаций.

Развитию консультативной функции может послужить расширение круга заявителей, уполномоченных обращаться в Суд от имени государств-членов. В Казахстане и Кыргызстане таким правом наделены несколько заявителей (в том числе министерства), и они это часто делают. В Армении и России таких уполномоченных органов всего по одному и случаев подачи запросов значительно меньше.

Потенциально можно наделить правом запроса не только государственные органы, но ещё и объединения предпринимателей, как это сделано в Казахстане и Кыргызстане. Здесь могут возникнуть вопросы в части соблюдения Статута Суда, не допускающего обращения в самостоятельном качестве, а только от имени государства-члена, что может быть проблемно в случае негосударственных организаций. Но сама практика видится важной: она потенциально способствует распространению уже зарекомендовавшей себя работы Суда на новые области правоприменения.

Каким образом и для чего можно было бы расширить полномочия ЕЭК

Право обращаться в Суд в отношении действий государств-членов помогло бы ЕЭК более эффективно вести работу по мониторингу и контролю исполнения союзного права.

Вместе с тем расширение полномочий Комиссии требует готовности со стороны всех участников интеграции: прежде всего государств-членов, но и самой ЕЭК тоже. Продемонстрировать его преимущества можно попробовать поступательным наделением Комиссии таким полномочием.

В начале это может быть полномочие, которого не хватает Комиссии в рамках уже проводимой работы по мониторингу и контролю. Например, возможно было бы допустить обращение в Суд по поводу выполнения решения Комиссии о необходимости исполнения соответствующих положений права ЕАЭС, адресованного государству-члену, и ограничить обращения вопросами функционирования внутреннего рынка Союза.

Полезно будет и уточнить досудебный порядок разрешения споров, чтобы он включал несколько этапов взаимодействия Комиссии и государства-члена, в том числе с помощью неформальных консультаций. Это поможет создать достаточный простор для прояснения ситуации и понимания фактической потребности в продолжении процедуры. Кроме того, таким образом создались бы условия для мягкого устранения выявленных нарушений ещё до обращения в Суд. 

ЕАЭС как пространство диалога

В заключение Алексей Петренко подчеркнул важность понимания Союза как пространства диалога и постоянного достижения компромисса в условиях сотрудничества между государствами-членами и органами ЕАЭС, а также уважения взаимных интересов.

«Это понимание уже внесло свой вклад в развитие интеграции в целом и судебной практики Союза в частности и, хочется верить, продолжит быть важным ориентиром для дальнейшей работы Суда — в новом десятилетии и дальше», — отметил Алексей Петренко.  

Тематика евразийской интеграции в деятельности Центра

Вопросы евразийской интеграции, в частности, деятельности Суда Евразийского экономического союза являются для Центра одним из ключевых направлений исследований: так, в поисках способов совершенствования его работы мы изучили требования к судьям Суда ЕАЭС, отбор и прекращение их полномочий и представили предложения по их улучшению в соответствующем исследовании.