Центр принял участие в четвёртой сессии переговоров по международному документу по пластиковому загрязнению
Эксперты Центра в качестве наблюдателей приняли участие в четвёртой встрече Межправительственного переговорного комитета (МПК-4) для разработки международного документа о борьбе с загрязнением пластмассами, в том числе в морской среде под эгидой ЮНЕП, прошедшей с 23 по 29 апреля в г. Оттава, Канада.
Субстантивные обсуждения проводились на основе опубликованного в декабре 2023 года пересмотренного нулевого проекта будущего документа в рамках двух контактных групп, которые также были поделены на подгруппы. Делегации оптимизировали текст проекта и внесли свои предложения по наполнению опций.
В мандат первой группы и соответствующих подгрупп входило рассмотрение разделов I (цель, принципы, охват документа) и II (основные аспекты борьбы с пластиковым загрязнением) нулевого проекта (итоговые тексты разделов, выработанные на заседаниях подгрупп: 1.1, 1.2, 1.3). Наибольшие споры и несогласие вызвало обсуждение охвата будущего документа с точки зрения жизненного цикла пластика: должно ли регулирование охватывать жизненный цикл пластика или пластиковых изделий, какие области использования пластика исключаются из охвата.
Некоторые страны считают, что связанная с охватом мера по сокращению производства первичных полимеров является ключевой для разрабатываемого документа. Другие страны считают, что данная мера находится за пределами мандата будущего соглашения, определённого в Резолюции ЮНЕА 5/14, и охвата соответственно, так как, по их мнению, в Резолюции идёт речь о пластиковых продуктах, к которым первичные полимеры не относятся. Резолюция направлена на борьбу с пластиковым загрязнением, а первичные полимеры, по мнению высказавшихся стран, не являются загрязнителями.
Часть стран поддержала меры регулирования проблемных пластиковых изделий, в том числе одноразовых и предложила создание списка изделий, подлежащих запрету, или меры по поэтапному сокращению и отказу от них. Другая группа стран призвала к принятию мер, определяемых на национальном уровне, подчеркнув разные возможности стран и их различное понимание «проблемных» пластиковых изделий.
Касательно расширенной ответственности производителей (РОП) страны разделились на считающих эту меру обязательной, с определением в соглашении основных принципов внедрения РОП, и придерживающихся мнения, что мера должна быть добровольной и формироваться на усмотрение государств исходя из национальных обстоятельств.
Относительно торговых мер многие страны высказали мнение, что такое регулирование будет иметь экономические и торговые последствия, выходящие за рамки правил Всемирной торговой организации (ВТО), и может быть использовано в дискриминационных и/или протекционистских целях. Другие страны считают, что торговые меры могут быть эффективным инструментом сокращения пластикового загрязнения.
Вторая контактная группа обсуждала меры и средства имплементации будущего документа, включая финансирование и наращивание потенциала, а также организационные вопросы. Обсуждение было разделено на 2 подгруппы (итоговые тексты разделов, выработанные на заседаниях подгрупп: 2.1, 2.2). Основные разногласия возникли относительно финансового механизма: страны разделились во мнении, стоит ли создать новый специальный фонд по образцу уже существующих (например, Многосторонний фонд Монреальского протокола), использовать существующий Глобальный экологический фонд или выработать гибридный вариант.
В рамках последующей межсессионной работы делегаты согласились создать две экспертные группы открытого состава: первой группе поручается разработать анализ потенциальных источников и средств для реализации целей документа, включая варианты создания финансового механизма; вторая группа должна будет проанализировать критерии и прочие подходы в отношении пластиковых изделий и химических веществ, вызывающих обеспокоенность, а также дизайн изделий, уделяя особое внимание возможности вторичной переработки и повторного использования пластиковых изделий.
Выработанные на МПК-4 разделы будут скомпилированы в оптимизированном пересмотренном проекте документа, который будет подготовлен Секретариатом и опубликован до следующего заседания. Оптимизированный пересмотренный проект будет использован как основа для обсуждений на заключительном пятом заседании Межправительственного переговорного комитета (МПК-5) в Южной Корее в ноябре 2024 года. На МПК-5 работу над текстом также начнёт правовая редакционная группа открытого состава, которая будет состоять из экспертов по правовым вопросам и двух сопредседателей. В Южной Корее делегаты должны будут выработать итоговый текст и согласовать документ.
Центр продолжит активно следить за разработкой будущего документа о борьбе с загрязнением пластиком и участвовать в обсуждениях в качестве наблюдателя.
Другие новости
В 2018 году окончил географический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности «Экология и природопользование». С 2017 по 2021 гг. включительно работал в компаниях, специализирующихся в области инженерных изысканий. Занимался организацией и выполнением полевых работ по экологии и гидрометеорологии, выполнением камеральных работ и прохождением экспертизы отчетности. Также участвовал в научных рейсах. В 2020 году окончил магистратуру географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности «Гидрометеорология». В декабре 2021 года начал работать в АНО «Центр международных и сравнительно-правовых исследований». Занимается подготовкой аналитических, справочных материалов, методик по теме экологии и изменения климата, ESG-факторов, проводит анализ материалов Центра на предмет логичности, адекватности с точки зрения экологии, гидрометеорологии, вопросов изменения климата.
Сфера профессиональных интересов: Образование
Профессиональный опыт
Апрель 2021 - Август 2023
Заместитель начальника отдела ООН в Минэкономразвития России
Октябрь 2014 - Август 2019
Консультант международно-правового отдела Юридического управления в Росфинмониторинге