COVID-19 — Тест для правовых систем мира
Продолжающаяся пандемия COVID-19 не только стала глобальным вызовом в области здравоохранения и экономики, но и подняла вопрос о достаточности нормативно-правового регулирования в области чрезвычайных ситуаций. Какое регулирование применялось к пандемии COVID-19 на международном, региональном и национальном уровнях в различных странах? Как эволюционировало законодательство в пандемических реалиях? Какие инструменты поддержки организаций и граждан, а также ограничительные меры были приняты для борьбы с предотвращением распространения вируса и смягчения последствий пандемии? Новое исследование Центра международных и сравнительно-правовых исследований отвечает на эти вопросы, и его результаты могут использоваться для улучшения существующего регулирования, внедрения лучших подходов и практик для предотвращения чрезвычайных ситуаций в будущем.
Ключевые выводы
На универсальном и региональном уровнях, в том числе в рамках ЕАЭС, отсутствует детальное регулирование отношений, возникающих в связи с чрезвычайными ситуациями. Создание соответствующего международного регулирования или ориентиров позволило бы государствам оперативнее и взвешеннее принимать решения.
Общей чертой законодательства изученных государств является возможность введения специальных правовых режимов на случай возникновения чрезвычайной ситуации. В ряде государств на момент начала пандемии и во время неё было также принято специальное законодательство на случай распространения инфекционных заболеваний, которое доказало свою эффективность.
Децентрализация принятия решений и риск-ориентированный подход могут обеспечить наиболее эффективную реакцию на чрезвычайные ситуации, подобные COVID-19.
В государствах должна существовать возможность судебного контроля за соблюдением критериев необходимости и пропорциональности при введении ограничительных мер.
В целом практика России по реагированию на пандемию COVID-19 находится в русле общемирового опыта как в области регулирования, так и в разрезе конкретных мер поддержки граждан и бизнеса и противодействия распространению вируса.
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ
Образование: Программа Международного трибунала по морскому праву / Фонда «Ниппон» по наращиванию потенциала и обучению (2021–2022 гг.) (Гамбург, Германия); Гаагская академия международного права (август 2017 г.) (Гаага, Нидерланды); Школа права Университета Джорджа Вашингтона (2016–2017 гг.) (Вашингтон, США); Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (2012–2016 гг.) (Санкт-Петербург, Российская Федерация). В июне–августе 2015 года проходил стажировку в Постоянном бюро Гаагской конференции по международному частному праву (Гаага, Нидерланды). В ноябре–декабре 2017 года и в мае–июле 2018 года проходил стажировку в юридической фирме “Borenius” (Санкт-Петербург, Российская Федерация). В январе–марте 2018 года проходил стажировку в юридическом департаменте Международного трибунала по морскому праву (Гамбург, Германия). В 2018–2022 годах — эксперт/старший эксперт по международному публичному праву АНО «Центр международных и сравнительно правовых исследований». С июля 2022 года — научный сотрудник (АСЕАН, морское право), Фонд им. Макса Планка в поддержку международного мира и правового государства (Хайдельберг, Германия).