ПМЮФ - 2019. Преференциальные режимы: разделение в условиях унификации

Флориан Хайндлер
Флориан Хайндлер Доцент, Университет им. Зигмунда Фрейда
Дмитрий Степанов
Дмитрий Степанов Партнёр, адвокатское бюро «ЕПАМ»
Максим Башкатов
Максим Башкатов Преподаватель кафедры гражданского права юридического факультета, МГУ им. М.В. Ломоносова, магистр частного права
Павел Волков
Павел Волков Статс-секретарь – заместитель министра по развитию Дальнего Востока
Бартоломей Глинецки
Бартоломей Глинецки Доктор права, доцент факультета управления и права, Гданьский университет
Эдуард Гудков
Эдуард Гудков Заместитель Председателя Правления, ПАО «НОВАТЭК», кандидат юридических наук
Аркадий Майфат
Аркадий Майфат Доктор юридических наук, профессор, Уральский государственный юридический университет; партнёр, коллегия адвокатов «Частное право»
Екатерина Смирнова
Екатерина Смирнова Hуководитель практики «Антимонопольное регулирование», АБ «Иванян и партнёры»
Наталья Шевелёва
Наталья Шевелёва Доктор юридических наук, профессор, и. о. заведующей кафедрой административного и финансового права, Санкт-Петербургский государственный университет
Более 10 лет на территории Российской Федерации действуют особые правовые режимы, предоставляющие их участникам изъятия из действующего законодательства, особые экономические зоны, специальные административные районы, регуляторные песочницы, специальные инвестиционные контракты и проч. В отсутствие какого-либо унифицированного подхода к регулированию данных правовых экосистем зачастую инвесторы сталкиваются с трудностями в осуществлении деятельности в условиях противоречивого и дублирующегося инвестиционного законодательства.

Помимо избыточности видов преференциальных режимов, бессистемного законодательного регулирования, терминологических расхождений, важнейшей проблемой является нерешенность вопроса о возможности комбинирования преференций при осуществлении инвестором деятельности одновременно в рамках нескольких режимов. Например, отсутствие территориальной привязки деятельности международных компаний, зарегистрированных в специальных административных районах, позволяет таким компаниям, с одной стороны, получать преференции, установленные для конкретной территории района, а с другой, осуществлять деятельность на всей территории России, в то время как установление режима предполагает нацеленность на развитие той территории, на которой он действует.

Эти и иные препятствия приводят к снижению финансовой заинтересованности инвесторов в реализации инвестиционных проектов и в целом позволяют говорить о неэффективности действующего регулирования. Между тем в мировой практике именно такие режимы являются результативным инструментом стимулирования развития экономики отдельных регионов и государства в целом.

В ходе дискуссионной сессии Центра международных и сравнительно-правовых исследований, которая состоялась 17 мая в рамках Петербургского Международного Юридического Форума, ведущие российские и зарубежные эксперты, представители органов государственной власти и заинтересованного бизнеса обсудили проблемы, связанные с установлением специальных правовых режимов для отдельных участников оборота, для выработки подходов к реформированию действующего регулирования в целях решения выявленных проблем, опираясь на лучшие международные практики.