Регулирование предоставления данных и цифровой торговли и другие новости Рабочей группы IV ЮНСИТРАЛ
20-24 октября Центр международных и сравнительно-правовых исследований в качестве наблюдателя принял участие в 69-й сессии Рабочей группы IV: Электронная торговля Комиссии ООН по праву международной торговли Комиссия Организации Объединённых Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) разрабатывает конвенции, типовые законы, руководства и другие документы в сфере международной торговли.
Материалы о работе Рабочей группы на нашем сайте:
Активное и пассивное предоставление данных
Представители делегаций государств и эксперты продолжили разработку нового инструмента, посвящённого соглашениям о данных.
Ключевым моментом обсуждения на протяжении всех дней сессии стало замечание многих делегаций о необходимости соблюдения различий в правовом режиме активного и пассивного вариантов предоставления доступа к данным. В последнем случае речь идёт о том, что как таковой обязанности предоставить какие-либо данные у поставщика нет: доступ к данным осуществляется посредством обеспечения возможности доступа получателя к источнику таких «пассивных» данных. При этом, если предоставление данных не может быть квалифицировано как пассивное, оно презюмируется активным и на него без оговорок должны распространяться все положения.
Делегации предложили Секретариату сформулировать определение пассивного предоставления данных, чтобы впоследствии оценить, что охватывается этим вариантом. Предложенная формулировка содержала указание на то, что
- поставщик данных разрешает получателю данных доступ к данным (или источнику данных) с помощью средств, за которые отвечает получатель данных;
- предметом сделки является получение доступа к данным (а не сами данные — ЦМСПИ), созданным при помощи ценности (продукта, услуги и т.п.), предоставляемой поставщиком данных, в обмен на получение поставщиком данных доступа к ценности, поставляемой получателем данных;
- поставщик данных не принимает на себя обязательств по созданию или предоставлению данных какого-либо качества или в каком-либо количестве;
- поставщик данных не несет ответственности за технические средства сбора, обработки и передачи данных получателю данных;
- поставщик данных не имеет какого-либо значимого влияния на условия сделки.
Предложенные положения во многом отражают подходы, закреплённые ранее в Принципах экономики данных, разработанных в 2021 году Американским институтом права и Европейским институтом права.
Также Рабочая группа по ходу обсуждения статей проекта возвращалась к вопросу о том, насколько те или иные обязательства сторон релевантны для пассивного варианта предоставления данных. Было отмечено, что в случае договора на пассивное предоставление данных единственное обязательство поставщика данных состоит в том, чтобы разрешить получателю данных доступ к данным или источнику данных с помощью средств, предоставленных получателем данных в соответствии с договором, и не препятствовать доступу к данным или источнику данных. Секретариату было поручено проработать вопрос о месте расположения нового пункта и рабочего определения пассивного предоставления данных.
Кроме того, делегации обсуждали необходимость уточнить формулировки положений в ст. 2 – Сфера применения, а именно исключить из возможного охвата инструмента потребительские договоры, так называемые функциональные и репрезентативные данные. Для их определения Рабочей группе также было предложено ориентироваться на Принципы экономики данных, где «функциональные данные» определяются как «данные, основное назначение которых состоит в обеспечении конкретных функций (например, компьютерная программа)», а «репрезентативные данные» определяются как «данные, основное назначение которых состоит в представлении других активов или стоимости (например, криптоактивов)». В отношении потребительских договоров было отмечено, что инструмент не может распространяться на соглашения, по которым поставщиком данных является потребитель.
Отмечалось, что следует разъяснить связь между статьями 5 (Обязательство предоставить данные) и 6 (Способ предоставления данных) проекта. В общих чертах было предложено считать, что в статье 5 говорится о том, «что» предоставляется (т. е. данные), в статье 6 — о том, «как» предоставляются данные, а в статье 7 — «когда». Также было предложено обсудить, стоит ли включать в требования к использованию предоставляемых данных согласно ст. 8 положения: а) по обеспечению безопасности, б) об их защите от случайной потери, в) о конфиденциальности, а также г) об использовании данных с учётом ограничений, установленных для предотвращения нарушения прав поставщика данных.
Форма будущего документа
В последний день сессии Рабочая группа обсуждала формат будущего инструмента: от формата конвенции делегации отказались, но было принято решение осуществить выбор позднее между модельным законом и законодательным руководством. Делегации и представители экспертных организаций продолжат обсуждение проекта на следующей сессии Рабочей группы в апреле 2026, и, вероятнее всего, окончательный текст будет направлен на утверждение на сессию ЮНСИТРАЛ летом 2026 года.
Иная работа ЮНСИТРАЛ
Секретариат отметил, что продолжается подготовительная работа по теме безбумажной торговли, и 20–23 января 2026 года в Вене будет проведен коллоквиум для изучения возможностей обновления в этой связи текстов ЮНСИТРАЛ, а также коллоквиум по теме цифровых платежей.
Отдельно было отмечено, что актуальность текстов ЮНСИТРАЛ по электронной торговле повышается благодаря постоянному участию Секретариата в деятельности Рабочей группы по управлению данными на всех уровнях, учрежденной в соответствии с Глобальным цифровым договором.
Помимо этого, в соответствии с просьбой Комиссии, высказанной на её последней сессии, Секретариатом доработан и представлен к публикации руководящий документ по правовым вопросам, возникающим в связи с закупками с использованием технологии распределенного реестра, и применению в этой связи текстов ЮНСИТРАЛ.
Совместно с экспертами проводится исследовательская работа по правовым аспектам использования децентрализованных автономных организаций.
Продолжается работа о распространении документов ЮНСТИРАЛ по обеспечительным сделкам на такие новые виды активов, как цифровые активы и данные (когда они выступают предметом обеспечения). В Гонконге (Китай) 27–28 ноября 2025 года состоится конференция, а в феврале 2026 года намечено проведение коллоквиума по этой теме.
Рабочая группа заслушала информацию о проекте, реализованном совместно с Китайским обществом международного частного права, под названием «Инициатива Ханчжоу», в рамках которого был издан Свод руководящих принципов в области разработки и применения правил функционирования платформ, направленных на уменьшение правовой неопределённости в сфере платформенной экономики. 8–9 декабря 2025 года в Дубае (Объединенные Арабские Эмираты) пройдет мероприятие по теме цифровых платформ, а в апреле 2026 года — последующее мероприятие в Мадриде.
ЦМСПИ продолжает следить за ходом работы Рабочей группы IV и участвовать в мероприятиях ЮНСИТРАЛ в сфере цифровой торговли.
Другие новости
В 2008 году окончила юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета.
В 2010 году окончила магистратуру юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета по специализации «Гражданское право, семейное право, международное частное право». Магистр юриспруденции.
С 2008 по 2020 год работала в Управлении по внутренней политике Администрации Президента Российской Федерации.
С 2013 года — старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Юридического факультета НИУ Высшая школа экономики – Санкт-Петербург.
С июля 2020 года начала работать в АНО «Центр международных и сравнительно-правовых исследований». Курирует частноправовой анализ проектов нормативно-правовых актов, международных инструментов, разрабатываемых Комиссией ООН по праву международной торговли и Международным институтом унификации частного права. Участвует в мероприятиях по тематике работы Центра (международное частное право, договорное право, электронный документооборот, экспериментальное правовое регулирование и др.).