СОР28: итоги главного климатического события года
C 30 ноября по 13 декабря 2023 года эксперты Центра принимали участие в
28-й сессии Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (КС) — ключевом событии года для международного климатического регулирования. Команда Центра участвовала в конференции в качестве наблюдателя Конвенции, фокусируясь на вопросах Глобального подведения итогов (Global Stocktake), справедливого перехода, финансирования и регулирования углеродных рынков.
Ключевым решением в пакете итогов Конференции стал документ по Глобальному подведению итогов имплементации Парижского соглашения, который даёт оценку достижениям стран и прогрессу в области смягчения последствий изменения климата и адаптации к ним. Документ впервые в истории международного климатического режима прямо касается ископаемых видов топлива, призывая страны принять участие в усилиях по переходу к менее углеродоёмким альтернативам. Впервые в решениях КС признаётся роль переходных источников энергии, атомной энергетики, зелёного водорода и технологий улавливания парниковых газов в транзите к более чистой энергетической системе.
По оценкам экспертов Центра, итоговые документы демонстрируют существенный прогресс в общем понимании инструментов глобальной декарбонизации, однако о значительных успехах в расширении инструментария зелёного перехода говорить трудно. По-прежнему нерешёнными остаются вопросы о постановке коллективной цели по адаптации и финансам, необходимым не только для смягчения климатических рисков, но и для повышения развивающимися странами своих амбиций по сокращению выбросов. Хотя была запущена работа нового фонда финансирования потерь и ущерба, а многие страны объявили о добровольных пожертвованиях для него, общая сумма текущих взносов — $792 млн — едва ли достаточна для покрытия даже части потребностей уязвимых стран.
Кроме того, по такому значимому инструменту, как углеродные рынки (рыночные механизмы Статьи 6 Парижского соглашения), переговорные команды и вовсе не добились результата, впервые за долгое время не приняв никакого решения. Это создаёт высокую неопределённость как для «ооновских» рыночных механизмов, так и для добровольного рынка углеродных единиц, где большие надежды возлагаются на возможность использовать Статью 6 как способ повышения доверия к достигнутым сокращениям.
До следующей конференции в Баку (ноябрь 2024 года) предстоит большая межсессионная работа, направленная на конкретизацию условий доступа к средствам нового Фонда потерь и ущерба, практической реализации призывов Глобального подведения итогов, достижение договорённостей вокруг коллективных целей по адаптации и финансированию, а также разрешение кризиса вокруг правил Статьи 6 Парижского соглашения.
Кроме того, на площадке КС было обнародовано несколько инициатив за пределами переговорного процесса. Принимающей стороной, ОАЭ, был запущен ряд секторальных инициатив, в том числе в области атомной энергетики, повышения энергоэффективности, развития сельского хозяйства и водорода.
123 страны подписали Глобальное обязательство по возобновляемой энергетике и энергоэффективности. Россия, Индия и Китай не присоединились к совместному заявлению. Документ призывает утроить мировые мощности по генерации энергии из возобновляемых источников до уровня не менее
11 000 ГВт к 2030 году. Подписанты также намерены коллективно удвоить среднегодовые темпы повышения энергоэффективности примерно с 2 % до более 4 % в год до 2030 года.
ОАЭ и Саудовская Аравия также представили Хартию по декарбонизации нефти и газа, которая направлена на ускорение действий по борьбе с изменением климата в этом секторе. Инициативу поддержали 50 нефтегазовых компаний со всего мира с совокупной долей добычи нефти более 40%, в их числе — Saudi Aramco, SOCAR, BP, ENI, Shell и др. ПАО «ЛУКОЙЛ» стало единственным российским участником Хартии. Подписанты обязуются сократить нетто-выбросы углекислого газа до нуля к 2050 году или ранее и метана при добыче нефти и газа почти до нуля к 2030 году.
159 стран подписали Декларацию об устойчивом сельском хозяйстве, устойчивых продовольственных системах и действиях по борьбе с изменением климата. Страны призывают активизировать усилия по интеграции сельского хозяйства и продовольственных систем в национальные климатические планы, расширить перечень мер по адаптации и повышению устойчивости для фермеров и производителей продовольствия, повысить уровень продовольственной безопасности и др. Россия не присоединилась к инициативе.
22 страны, в том числе США, Великобритания, Канада, Франция, Гана, Южная Корея, Швеция, ОАЭ, запустили инициативу по утроению мощности атомной энергии к 2050 году. В инициативном документе отмечается решающая роль ядерной энергетики для достижения коллективной цели по глобальной углеродной нейтральности к середине века. С похожей инициативой выступил частный сектор: более 110 компаний атомной отрасли, в том числе госкорпорация «Росатом», заявили о цели трёхкратного увеличения мировых ядерных мощностей к 2050 году, призвав правительства и банки развития обеспечить таким проектам доступ к финансированию.
Эксперты Центра продолжат участвовать в межсессионной работе на площадке Конвенции и следить за трендами в климатическом регулировании на национальном и международном уровне.
Другие новости
Образование: — Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, факультет международных экономических отношений, департамент мировой экономики и международного бизнеса (аспирантура) — Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина, программа профессиональной переподготовки «Базисный уровень юриста» (2020-2021); — Universite Grenoble Alpes, Управление организациями в рамках международного сотрудничества (2019-2020); — Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Международный финансовый рынок: стратегии и технологии (магистратура, 2018-2020); — Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Валютно-кредитные отношения (бакалавриат, 2014-2018); — Грант китайского Правительства, обучение по обмену, Beijing Central University of Finance and Economics, School of International Culture Exchange (2016-2017). С 2018 по 2020 год работала ведущим экономистом Департамента стратегического развития финансового рынка в Банке России. С 2020 по 2022 год была главным экспертом в Департаменте финансовых технологий Банка России. С апреля 2022 года работает старшим экспертом-аналитиком по направлению развития финансового рынка и международных проектов в Центре международных и сравнительно-правовых исследований. Курирует анализ и подготовку проектов по направлению развития финансового рынка, в том числе импортозамещения в России, цифровой трансформации, развития климатического регулирования и имплементации принципов ESG. Участвует в мероприятиях по тематике работы Центра.
Антон Цветов в 2019-2022 гг. курировал работу с организациями системы ООН и «Группой двадцати» в Минэкономразвития России. Вёл переговоры по вопросам устойчивого развития и глобального изменения климата, в том числе по теме углеродных рынков (Статья 6 Парижского соглашения). Работал над презентацией в ООН первого российского Добровольного национального обзора по достижению Целей устойчивого развития. До перехода на государственную службу работал в исследовательских центрах, ориентированных на выработку управленческих решений в области международных отношений и глобального развития, – в Центре стратегических разработок (ЦСР) и Российском совете по международным делам (РСМД). Автор более 100 публикаций, в том числе в российских и зарубежных научных изданиях, а также в аналитических медиа и СМИ. Выпускник международных программ развития лидерства. Действительный государственный советник 3-го класса.
Сфера профессиональных интересов: Юлия окончила юридический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова в 2015 году и получила степень магистра юриспруденции на кафедре гражданского права ЮФ МГУ в 2017 году. В 2019 году Юлия была приглашённым научным исследователем в Институте сравнительного и международного частного права Макса Планка (Гамбург, Германия). В 2020 году окончила аспирантуру на кафедре гражданского права ЮФ МГУ. Кроме того, Юлия занимается проектом Российского арбитражного центра при Российском институте современного арбитража (РАЦ) с момента его появления в 2016 году. С 2019 года Юлия возглавляет РАЦ и РИСА. В этом качестве она активно развивает и популяризирует арбитраж в России и за рубежом. Ранее Юлия была правовым советником РАЦ и принимала участие в арбитражных разбирательствах, администрируемых РАЦ, в качестве ассистента составов арбитража. До присоединения к РАЦ Юлия работала в одной из ведущих российских юридических фирм и выступала в качестве представителя в судах и арбитраже. Является членом Королевского института арбитров (CIArb) и членом Консультативного комитета Института транснационального арбитража (ITA). Свободно владеет русским и английским языками, а также немецким на базовом уровне.
Сфера профессиональных интересов: Образование
Профессиональный опыт
Апрель 2021 - Август 2023
Заместитель начальника отдела ООН в Минэкономразвития России
Октябрь 2014 - Август 2019
Консультант международно-правового отдела Юридического управления в Росфинмониторинге