Цифровизация торговли от начала до конца: будущие модели

Анна Жубан-Брет
Анна Жубан-Брет Секретарь ЮНСИТРАЛ и начальник Отдела по праву международной торговли Управления по правовым вопросам ООН
Юлия Муллина
Юлия Муллина Генеральный директор, Центр международных и сравнительно-правовых исследований, директор, Российский арбитражный центр при Российском институте современного арбитража
Николай Дмитрик
Николай Дмитрик Генеральный директор офиса Regional Privacy Professionals Association в России
Сяомин Чжоу
Сяомин Чжоу Заместитель директора Объединённого института международных организаций в области права Уханьского университета; заместитель директора Центра исследований экономической дипломатии Уханьского университет
Екатерина Смышляева
Екатерина Смышляева Cекретарь комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
Темир Казыбай
Темир Казыбай Эксперт проекта «Цифровой кодекс», Национальная юридическая корпорация
Юлия Драгунова
Юлия Драгунова Начальник отдела Правового департамента Минэкономразвития России

3 июня 2025 года Центр международных и сравнительно-правовых исследований (ЦМСПИ) провёл онлайн-дискуссию на тему: «Цифровизация торговли от начала до конца: будущие модели». В центре обсуждения были возможные подходы к регулированию цифровой торговли на международном уровне в будущем.

В своём вступительном слове генеральный директор ЦМСПИ Юлия Муллина выразила всем глубокую признательность за интерес, проявленный к исследованию Центра по будущим моделям регулирования цифровой торговли, которое было направлено на дополнение анализа, проведённого Секретариатом ЮНСИТРАЛ. «Идея нашего исследования заключалась в том, чтобы увидеть, как положения текстов ЮНСИТРАЛ реализованы в разных юрисдикциях, национальном законодательстве, включая 13 юрисдикций: 12 стран и Европейский союз как единую юрисдикцию», — отметила Юлия.

Анна Жубан-Брет, Секретарь ЮНСИТРАЛ и начальник Отдела по праву международной торговли Управления по правовым вопросам ООН, подчеркнула необходимость разработки моделей цифровой торговли будущего и развития национальных и международных подходов к её регулированию: от узкого понятия безбумажной торговли к более широкому понятию сквозной цифровизации, и эволюции национальных и международных подходов к её регулированию. «Очень хорошо, что мы оглядываемся назад, но мы делаем это потому, что хотим улучшить и облегчить дальнейшее использование и развитие будущих моделей», — сказала Анна. Она подчеркнула важность хорошей координации между мероприятиями Секретариата и ЦМСПИ, что, как можно надеяться, приведёт к очень плодотворной и интересной дискуссии на заседании Комиссии.

Юлия Драгунова, начальник отдела правового департамента Минэкономразвития России, представила поэтапный подход к созданию законодательства нового поколения в сфере электронной коммерции. Российская инициатива, по её словам, предполагает два этапа исследований. Первый этап посвящён анализу существующих документов и практики их применения. Второй этап основывается на результатах инвентаризации и анализа, выполненного на первом этапе, и предполагает широкий спектр возможных решений — от новой редакции действующих актов до кодифицированной конвенции или иного международного документа по цифровой торговле.

Николай Дмитрик, эксперт ЦМСПИ и генеральный директор офиса Regional Privacy Professionals Association в России, представил вторую часть исследования ЦМСПИ. Первая презентация «тепловой карты» состоялась на заседании Рабочей группы IV ЮНСИТРАЛ в марте 2025 года. Исследование выявило две зоны в нормативном ландшафте цифровой торговли. Первая — зона фрагментации: сюда входят государства, чьи национальные законодательства преимущественно не согласованы друг с другом и/или не основаны на подходе ЮНСИТРАЛ (например, в вопросах цифровых подписей). Вторая — зона роста: в неё входят страны, где пока отсутствует какое-либо регулирование (например, в сфере автоматизированного заключения договоров). Эта фрагментация требует создания рамок совместимости и взаимной интеграции, которые обеспечат «адаптеры» для цифровой торговли между участниками из разных стран. Принципы совместимости и взаимной интеграции могут быть добавлены в основу регулирования цифровой торговли.

Екатерина Смышляева, секретарь Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан, подчеркнула необходимость защиты прав потребителей и обеспечения свободного потока данных в цифровой торговле. Она привела примеры решений в области регулирования — от отслеживания продукции до специализированных платформ, требующих особого подхода в контексте международной цифровой торговли. Все эти вопросы, как ожидается, будут учтены в будущем Цифровом кодексе Казахстана.

Темир Казыбай из Национальной юридической корпорации поделился опытом подготовки и принятия Цифрового кодекса Кыргызской Республики. Его принятие стало первым инклюзивным процессом в цифровой сфере Кыргызстана: ранее разрозненные участники рынка — от телекоммуникационных операторов до финансовых организаций — впервые собрались за круглым столом в парламенте для обсуждения общих вопросов цифрового регулирования. Несмотря на трудности, был подготовлен сбалансированный текст Цифрового кодекса. Принятие документа в третьем чтении ожидается в конце июня.

Сяомин Чжоу, заместитель директора Объединённого института международных организаций в области права при Уханьском университете, рассказала об участии в исследовании ЦМСПИ и возможностях применения его результатов в текущей нормативной практике. Её выступление было посвящено разработке в Китае совместимой правовой базы для цифровой торговли, включая законы об электронной коммерции, безопасности данных и защите персональных данных.

Ваджахат Хан и Файсал Имтиаз из Совета по аккредитации электронных удостоверяющих центров при Министерстве информационных технологий и телекоммуникаций Пакистана представили обзор внедрения стандартов ЮНСИТРАЛ в законодательство страны в электронной сфере. Они рассказали об Указе об электронных сделках (ETO) 2002 года, который был принят на основе Типового закона ЮНСИТРАЛ об электронной торговле (MLEC) 1996 года и Типового закона об электронных подписях (MLES) 2001 года. Целью ETO 2002 в Пакистане является упрощение использования документов, записей, информации, средств коммуникации и сделок в электронной форме, а также обеспечение аккредитации поставщиков сертификационных услуг, юридической чистоты электронных форм и укрепление доверия к электронным сделкам.

Тамаш Парти, руководитель Института исследования данных MOKK (Венгерской национальной палаты нотариусов), представил теоретический обзор концептуального подхода к цифровой торговле. Он подчеркнул необходимость создания чётких и последовательных концептуальных основ цифровой торговли, экономики данных и торговли данными для обеспечения эффективного регулирования. Спикер подчеркнул, что концепции науки о данных, используемые для описания цифровых явлений, не всегда подходят для точной интерпретации правовыми системами, поскольку различные отрасли права применяют к ним разные подходы. Поэтому правовые системы должны разрабатывать собственные более подробные концептуальные основы, опираясь на методы науки о данных — для точного определения цифровых явлений в различных областях регулирования. Например, крайне важно последовательно и концептуально различать термины «данные» и «информация» — в отличие от подходов, которые объясняют данные только через понятие информации.

В завершение мероприятия Лука Кастеллани из Секретариата ЮНСИТРАЛ призвал всех участников продолжить обсуждение в рамках Недели цифровой торговли ЭСКАТО, которая откроется в Бангкоке 9 июня 2025 года, а также на сессии ЮНСИТРАЛ в июле 2025 года.