Переговоры глазами эксперта: продолжение разработки документа по борьбе с загрязнением пластмассами

С 4 по 15 августа в Женеве состоялась вторая часть пятой сессии Межправительственного переговорного комитета (МПК-5.2), призванного разработать новый международно-правовой договор по борьбе с загрязнением пластмассами, в том числе в морской среде. ЦМСПИ участвует в сессиях МПК как наблюдатель ЮНЕА. Исследователь по международному праву направления «Климат и экология» Алексей Никитин подготовил авторский обзор переговоров.

Встреча в Женеве стала продолжением предпринятой на МПК-5.1 в Пусане в ноябре-декабре 2024 года попытки окончательно согласовать текст этого документа.

Напомним, что на МПК-5.1 в Пусане страны согласились  использовать так называемый председательский текст от 1 декабря 2024 года в качестве основы для дальнейших переговоров. Именно его странам предстояло доработать в Женеве, а итоговую его версию — препроводить для принятия на дипломатической конференции (DipCon).

МПК-5.2 в Женеве не увенчалась успехом, как и МПК-5.1 до неё. Но если по итогам МПК-5.1 основным направлением дальнейших усилий была определена доработка председательского текста, то МПК-5.2 в этом плане оставила всех в растерянности. Компромиссные тексты, предложенные председателем под конец сессии в Женеве, были отвергнуты весомым числом стран — и некоторые даже предлагали вернуться к текстам из Пусана, взяв их за основу для дальнейших переговоров.

Ход работы

В первые дни сессии (5-8 августа) страны работали преимущественно в рамках контактных групп, предлагая поправки в текст: добавляли новые положения или исключали существующие. Итогом этих усилий стал сводный текст (assembled text), который стал заметно объёмнее предыдущего и обременён ещё большим числом новых разногласий. Если председательский текст Пусана занимал 22 страницы, то новый вариант вырос до 35, в основном за счёт спорных формулировок, заключённых в скобки.

По ходу этой довольно рутинной работы вызревало понимание необходимости скорее перейти к переговорам по существу: не «украшать» текст новыми «скобками», а, наоборот, попытаться его сократить путём снятия имеющихся разногласий.

Как следствие, дальнейшая работа велась преимущественно в рамках неформальных консультаций (informals), а также «неформальных бесед» (informal informals), зачастую созываемых странами спонтанно и без какой-либо координации.

Работа в таком порядке ожидаемо оказалась более плодотворной: по отдельным вопросам страны сумели устранить разногласия, а некоторые заключительные статьи (30-32 — выход, депозитарий, аутентичные тексты) были отправлены на рассмотрение юридической редакционной группы. И всё же по наиболее сложным вопросам страны по-прежнему стояли на своих изначальных позициях.

Основные противоречия

Круг вопросов, вызывавших наиболее ожесточённые споры, был целиком «унаследован» с предыдущих сессий МПК.

Камень преткновения — охват будущего договора: будет ли оно затрагивать, например, производство первичных полимеров или же ограничится в основном обращением с пластиковыми отходами. Большая часть стран настаивает на максимально широком охвате, включающем производство первичных полимеров и другие начальные стадии. По их мнению, это соответствует мандату МПК, по которому текст должен быть посвящён «всему жизненному циклу пластика». Группа стран-единомышленниц (like-minded countries), включающая Россию, Саудовскую Аравию, Индию и ряд других, напротив, отвергает любые обязательства в отношении начальных стадий.

Ещё один спорный вопрос — что делать с химическими веществами в пластиковой продукции, вызывающими обеспокоенность (chemicals of concern). Также нет согласия в том, должно ли исполнение ключевых обязательств по будущему договору координироваться на международном уровне или же быть оставлено на усмотрение стран.

Разногласия сохраняются и по традиционному для многосторонней экологической дипломатии вопросу о поддержке развивающихся стран. Здесь спор шёл о содержании обязательств по предоставлению финансовой помощи, группах стран, имеющих право на получение такой помощи, условиях передачи технологий, а также институциональных механизмах, которые будут содействовать выполнению обязательств в этой области.

Особую остроту в Женеве приобрёл вопрос о порядке принятия решений высшим органом будущего договора — конференцией сторон: будет ли это только консенсус или в исключительных случаях будет проводиться голосование. МПК до сих пор действует на основе консенсуса, однако провал сессии в Женеве убедил многих в необходимости перейти на более гибкую процедуру принятия решений. По итогам межсессионной встречи глав делегаций (Найроби, июнь 2025 года) 120 стран выступили с предложением решать вопросы существа большинством в две трети голосов при условии, что все попытки достичь консенсуса оказались безуспешны. Группа стран-единомышленниц, в свою очередь, настаивает на консенсусном принятии решений, подчёркивая, что этот способ применяется на большинстве других многосторонних площадок по природоохранным вопросам.

Среди других спорных вопросов — механизмы устранения существующего («унаследованного») загрязнения пластмассами, место здравоохранения в будущем договоре (с учётом деятельности Всемирной организации здравоохранения) и соотношение с другими международными договорами, в частности в природоохранной и торговой областях.

Драматический финал

Ввиду медленного прогресса 13 августа председатель МПК вынес на рассмотрение делегаций новый текст, который, по его мнению, отражал сближение позиций стран по отдельным вопросам и одновременно отсутствие каких-либо подвижек по другим, наиболее противоречивым вопросам.

В тексте от 13 августа не было ни отдельной статьи по производству, ни по «охвату». Кроме того, многие ключевые положения — в частности, по пластиковой продукции, существующему загрязнению и поддержке развивающихся стран — были сильно размыты.

Большинство делегаций отвергли новый текст и отказались рассматривать его как основу для дальнейших переговоров, сочтя его слабым и несбалансированным. После трёхчасовой дискуссии о предложенном тексте и дальнейшем порядке работы председатель МПК начал консультации с региональными группами и отдельными странами с тем, чтобы подготовить к утру 14 августа обновлённый текст, который, как он надеялся, страны будут готовы принять.

Увы, но новый текст не появился ни утром, ни вечером 14 августа, которое официально было последним днём переговоров. Около 23:30 председатель проинформировал всех, что его консультации по поводу обновлённого текста продолжаются. Этот текст был распространён среди делегаций уже ночью 15 августа.

Обновлённый текст несколько усилил статьи по пластиковой продукции, обращению с пластиковыми отходами и механизмам поддержки, и всё же для многих делегаций он по-прежнему был неприемлем.

Констатировав отсутствие консенсуса, председатель МПК завершил сессию в Женеве утром 15 августа. Время, место и порядок работы на будущих встречах будет оглашён позднее.

Другие новости