Переговоры глазами экспертов: COP 30
Исследователи ЦМСПИ Инга Кононович и Анжела Шмакова в качестве наблюдателей приняли участие в тридцатой сессии Конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP30) в Бразилии. Мы представляем взгляд Инги и Анжелы на ход и результаты переговоров, прошедших с 10 по 22 ноября в г. Белен, Бразилия.
Как проходили обсуждения
Переговоры проходили две недели: сперва под руководством Вспомогательных органов, затем на уровне Конференции Сторон. Решения были приняты на заключительном пленарном заседании 22 ноября (тексты решений можно найти на сайте). Подробнее об организации переговорного процесса в рамках РКИК ООН можно прочитать в материале Центра. Повестка была утверждена в первый день конференции благодаря работе на Саммите лидеров, проходившем 6 и 7 ноября, и предварительной работе Председателя с переговорными группами.
Однако четыре пункта, предложенные незадолго до саммита развивающимися государствами, не были утверждены. Ввиду значимости этих вопросов для большинства государств их обсуждение было переведено в формат президентских консультаций на уровне КС. Это вопросы, касающиеся:
- имплементации результатов первого глобального подведения итогов (ГПИ) (пункт был предложен Гондурасом, Папуа-Новой Гвинеей и Суринамом);
- осуществления ст. 9.1 Парижского соглашения, то есть реализации финансовых обязательств развитыми странами (предложение Боливии от лица группы стран-единомышленниц). Этот вопрос возник в связи с тем, что количественное выражение и структура установленной на КС-29 новой коллективной количественной цели (НККЦ) вызвала критику со стороны развивающихся стран непосредственно в момент принятия решения в Баку. В 2025 году представители развивающихся стран предложили внести изменения в повестку и добавить новый пункт к ст. 9.1 Парижского соглашения, который предполагал обсуждение объёма и графика предоставления публичного финансирования, процедуры отчётности и пересмотра финансовых обязательств;
- развития международного сотрудничества и решения проблем, связанных с ограничивающими торговлю односторонними мерами, имеющими отношение к изменению климата (предложение Боливии от лица группы стран-единомышленниц): наряду с обсуждениями под эгидой председательства, вопросы односторонних торговых мер (UTM) обсуждались в разных переговорных потоках — в том числе в контексте справедливого перехода, мер реагирования и технологий;
- ответных мер в связи с выводами обобщающего доклада об определяемых на национальном уровне вкладах (ОНУВ), устранении разрыва в амбициозности и осуществлении действий в отношении цели в 1,5 °С (предложение Палау).
По итогам этих консультаций было вынесено решение Global Mutirão.
Mutirão
«Мутира́о» (mutirão) — португальское слово, восходящее к языку коренных народов тупи‑гуарани. Оно обозначает совместную работу людей ради общей цели, проникнутую духом общности, — именно это стремилось подчеркнуть председательство в ходе COP30.
Mutirão отражает итоги президентских консультаций по четырём неутверждённым пунктам повестки. Центральными элементами обсуждений, по которым наблюдалось больше всего расхождений, были вопросы финансовых обязательств развитых стран по ст. 9.1 Парижского соглашения и вопрос односторонних ограничивающих торговлю мер. В рамках президентских консультаций на COP30 развивающиеся страны продвигали создание трёхлетней рабочей программы по эффективному осуществлению положений ст. 9.1 Парижского соглашения и обсуждение в рамках РКИК ООН односторонних торговых мер на конкретных примерах региональных и национальных политик (например, Индия прямо говорила о неблагоприятных последствиях применения зелёных стандартов Европейского союза в цепочке поставок).
Вопрос отхода от ископаемого топлива также был поднят во время президентских консультаций, но из-за недостаточности внимания к нему на второй неделе 82 государства выступили на пресс-конференции с призывом закрепить конкретные действия в этом направлении в тексте решения и подписали соответствующую декларацию. В одном из проектов решения содержалась опция о проведении диалога высокого уровня по обсуждению лучших практик и препятствий в подготовке национальных дорожных карт по отходу от ископаемого топлива. Однако в принятом решении этого пункта нет.
В ответ на обобщающий доклад об ОНУВ многие страны подчеркнули, что до сих пор представлены ОНУВ не всех стран, поэтому переходить на стадию осуществления климатических планов и программ надо, но с учётом возможностей развивающихся стран, не обладающих достаточными ресурсами для ускоренной имплементации. Коллективное повышение амбициозности не должно идти во вред экономическому и социальному развитию стран.
Первый проект текста Mutirão появился на второй неделе саммита — ранним утром во вторник. При этом председательство подчёркивало, что текст не является «основным решением» (cover decision). Тем не менее, подобно основному решению, он стремился объединить важные вопросы, не входившие в официальную повестку, с согласованными целевыми показателями, выступая в качестве ключевого соглашения COP30.
Итоговый текст Mutirão, заключивший в себя итоги президентских консультаций, был опубликован в субботу 22 ноября. Он предусматривает:
- утроение финансирования адаптации к 2035 году без указания базового года;
- ускорение осуществления обновлённых ОНУВ (ОНУВ 3.0), подготовку и реализацию национальных планов по адаптации: запуск президентской миссии по ограничению потепления в пределах 1,5 °С (Belém Mission to 1.5) и добровольной инициативы Глобального акселератора реализации (Global Implementation Accelerator), по результатам работы которых на COP31 будут представлены доклады;
- обсуждение вопросов климатического финансирования и финансовых обязательств развитых стран: проведение круглого стола на уровне министров для обсуждения реализации новой коллективной количественной цели (НККЦ), включая её количественные и качественные элементы, и начало разработки двухлетней рабочей программы по климатическому финансированию, в том числе по ст. 9.1 Парижского соглашения в контексте статьи 9 Парижского соглашения в целом, однако, новая программа не будет оценивать процесс реализации НККЦ;
- обсуждение односторонних торговых мер: проведение диалогов по торговле совместно с ВТО, ЮНКТАД и Центром международной торговли в июне 2026 и 2027 годов, во время которых будут обсуждаться возможности, проблемы и барьеры, связанные с укреплением международного сотрудничества, в том числе односторонние торговые меры. По итогам диалогов в 2028 году на мероприятии высокого уровня будет представлен доклад с кратким изложением выводов обсуждений.
Ожидается, что, несмотря на исключение из финального текста Mutirao, отход от ископаемого топлива может получить внимание на COP31: в ответ на декларацию от 21 ноября бразильское председательство заявило о разработке соответствующей дорожной карты, в апреле 2026 года планируется проведение первой международной конференции по отходу от ископаемого топлива по инициативе Колумбии и Нидерландов.
Адаптация в фокусе
Вопросы адаптации были в центре внимания на COP30: ожидалось завершение работы над индикаторами по измерению коллективного прогресса в достижении глобальной цели по адаптации (ГЦА) и принятие финального решения по национальным планам по адаптации (НПА). Разработка индикаторов ГЦА проводилась в рамках двухлетней рабочей программы ОАЭ-Белен. В сентябре 2025 года группа технических экспертов представила перечень из ста индикаторов на дальнейшее рассмотрение Сторонами.
На COP30 большая часть субстантивных обсуждений сосредоточилась на возможности апробации индикаторов, продолжении осуществления Бакинской дорожной карты по адаптации и адаптационных финансах. В ходе заключительного пленарного заседания было принято решение о завершении рабочей программы ОАЭ-Белен и утверждён список из 59 индикаторов адаптации, а также запущена двухлетняя программа, направленная на разработку руководящих указаний по внедрению индикаторов адаптации (Belém–Addis vision on adaptation). Ввиду неоднозначной реакции ряда государств на список индикаторов на пленарном заседании было принято решение о подготовке Секретариатом технического документа для рассмотрения на COP31. В документе будут представлены выводы о возможности использования индикаторов, пробелах и потенциальных способах их устранения, анализ руководящих указаний, инструментов и методик для агрегирования индикаторов адаптации.
Интересно, что в конце первой недели дискуссии на треке практически полностью сместились в сторону обсуждения количественного выражения адаптационных финансов. Представители развивающихся стран предложили две опции: $120 млрд к 2035 году и $150 млрд к 2035 году. Однако в итоговом тексте решения количественное выражение обозначено не было, финансовая цель по адаптации получила закрепление в тексте Mutirao и выражена в утроении финансов на адаптацию к 2035 году без обозначения количественного выражения финансовой цели и установления базового года.
Иные вопросы повестки
Существенный прогресс наблюдался на треке по обсуждению рабочей программы по справедливому переходу, где долгое время велись дискуссии относительно наполнения программы и понимания справедливого перехода. На COP30 был запущен механизм справедливого перехода, предложенный группой развивающихся стран, проект решения по его операционализации начнут разрабатывать уже в июне 2026 года. Важно отметить, что впервые в рамках переговорного процесса РКИК ООН в проектах текста появился пункт, где признаются риски, связанные с добычей и переработкой критически важных минералов. Однако в утверждённый на заключительном пленарном заседании текст пункт включён не был. По вопросу включения этого пункта наблюдался раскол внутри группы развивающихся стран (Группа 77+Китай): Китай выступал против его включения, в то время как группа наименее развитых стран и Африканская группа подчёркивали важность включения пункта в повестку.
Работа в отношении результатов первого глобального подведения итогов (ГПИ) была хаотичной: страны непоследовательно меняли позицию относительно целесообразности проведения Диалога ОАЭ по внедрению результатов первого ГПИ, его мандата и целей. Сопротивление его проведению было вызвано смешением мандата и предполагаемых процессов внутри Диалога с мандатом и процедурами самого ГПИ, что влекло излишнюю двойную работы и трату ресурсов. Здесь интересно высказывание Китая: «Хоть близнецы и схожи внешне, цель они преследуют разную». По итогам довольно горячих дебатов было принято решение о проведении Диалога в 2026-2027 годах, после чего его работа будет завершена.
Председательство COP31
Хотя Турция была утверждена в качестве принимающей стороны COP31, председательским функционалом де-факто наделена Австралия, что станет прецедентом разделения логистических и переговорных ролей. Это значит, что именно Австралия будет обладать исключительными полномочиями в отношении переговоров, включая подготовку проектов текстов и координацию с РКИК ООН в отношении переговоров. За Турцией останутся оперативные и логистические обязанности страны, принимающей КС, и разработка Программы действий. Ожидается, что в связи с этим COP31 обратит особое внимание на проблемы малых островных государств: планируется сессия, посвящённая потребностям этих стран в климатическом финансировании, что обеспечит платформу для внесения взносов в Тихоокеанский фонд повышения устойчивости.
Другие новости
Сфера профессиональных интересов: Образование Профессиональный опыт С 2019 по 2021 год работала в Департаменте обслуживания ценных бумаг в ПАО «Росбанк». Курирует анализ и подготовку проектов по направлению развития зелёной экономики, климатического регулирования и имплементации принципов ESG. Участвует в мероприятиях по тематике работы Центра.
В 2024 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Становление зелёной экономики в странах с формирующимся рынком».
С 2022 по 2023 год работала главным специалистом в ООО «Тинькофф Капитал».
Сфера профессиональных интересов: • общие вопросы международного публичного права; Анжела в 2025 году окончила бакалавриат юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. С августа по декабрь 2024 года прошла стажировку в Центре международных и сравнительно-правовых исследований. До этого Анжела проходила практику в Министерстве экономического развития Российской Федерации, где занималась вопросами представительства России в организациях международного торгового права. С января 2025 года — постоянный сотрудник направления «Климат и экология» Центра. Свободно владеет русским и английским языками, а также французским языком на среднем уровне.
• международное обычное право;
• международное экологическое право и изменение климата;
• международное инвестиционное право и арбитраж.