Центр принял участие в 46-й сессии Рабочей группы III ЮНСИТРАЛ
9 – 13 октября 2023 года Центр международных и сравнительно-правовых исследований в качестве наблюдателя принял участие в 46-й сессии Рабочей группы III Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Центр представляли эксперт по международному публичному праву Екатерина Петренко и внешний эксперт Анна Козьякова. Помимо прочего, эксперты использовали наработки участников недавно созданной Центром Лаборатории по инвестиционному праву и арбитражу — экспертной площадки для исследования вопросов деятельности Рабочей группы.
В рамках сессии были рассмотрены проект положений о создании Консультативного центра по международному инвестиционному праву (A/CN.9/WG.III/WP.230) и проект положений по процессуальным и сквозным вопросам (A/CN.9/WG.III/WP.231).
Рабочая группа III c 2017 года работает над реформированием системы урегулирования споров между инвесторами и государствами (УСИГ). В качестве одного из элементов такой реформы было предложено создать Консультативный центр, который среди прочего мог бы выполнять функции по оказанию технической помощи, наращиванию потенциала в сфере международного инвестиционного права и разрешения споров между инвесторами и государствами, а также оказывать услуги юридического представительства.
Проект положений о создании Консультативного центра находится в достаточно высокой степени готовности. На октябрьской сессии было достигнуто понимание, что Консультативный центр целесообразно учредить в форме межправительственного органа. Вместе с тем по ряду принципиальных моментов ещё нет единого мнения государств — членов Рабочей группы, а именно в отношении членства, круга бенефициаров и финансирования.
Оживлённую дискуссию вызвал вопрос о том, как будет соотноситься деятельность Консультативного центра с деятельностью других организаций в сфере инвестиционного права и арбитража. Эксперты Центра предложили для этих целей заложить механизм, который в будущем позволил бы Консультативному центру стать центром консолидации усилий разных органов и организаций в сфере поддержки и систематизации практики, а также обмена опытом и лучшими практиками. Это могло бы послужить повышению осведомлённости как государств, так и иных участников системы УСИГ о практике трибуналов, пробелах и противоречиях в ней и способствовать большей её последовательности и предсказуемости. Члены Рабочей группы согласились с необходимостью подчеркнуть важность сотрудничества с международными и региональными организациями и координации деятельности между ними и поручили Секретариату доработать рассматриваемый проект положения 3.
В ходе сессии эксперты Центра также прокомментировали важность обеспечения должного качества юридических услуг, которые будут предоставляться юристами Консультативного центра. Будет ли у Консультативного центра возможность обеспечить предоставление представительских услуг сопоставимого качества с услугами профессиональных юридических фирм с обширной практикой? И как поступать в ситуации потенциальных упрёков государств в том, что представители от Консультативного центра не выполнили свою функцию представителей наилучшим образом, особенно, если исход дела окажется неблагоприятным для представляемого государства? Актуальная версия проекта положений пока не отвечает на эти вопросы. В отношении предлагаемой функции по содействию в привлечении внешних консультантов также не решёно, как будет осуществляться выбор юридических фирм и смогут ли бенефициары Консультативного центра повлиять на этот выбор. Председатель и ряд членов Рабочей группы согласились, что этот момент заслуживает внимания.
По итогам обсуждения Секретариату было поручено доработать проект положений о создании Консультативного центра и представить его на рассмотрение Рабочей группы на следующей сессии в январе 2024 года.
Проект положений по процессуальным и сквозным вопросам также вызвал оживлённое обсуждение. Проект состоит из 25 статей об условиях и ограничениях к предъявлению иска, ведению разбирательства, некоторых вопросах принятия решений трибуналами (оценки ущерба и компенсации, распределения издержек и проч.), которые предлагается использовать в качестве модельных положений для включения в существующие или будущие инвестиционные соглашения.
Изначально много внимания было уделено тому, в какой последовательности проводить работу над проектом и как расставить приоритеты в обсуждении. В итоге Рабочая группа решила начать с проекта положения 23, касающегося оценки ущерба и компенсации, а затем обсудить проект статей об условиях и ограничениях к предъявлению иска. Было также решено, что после этого можно будет рассмотреть положения о ведении разбирательства, а также статьи 24 (срок для вынесения окончательного решения трибуналом) и 25 (распределение издержек).
Проект положения 23 вызвал оживлённую дискуссию государств в силу особой значимости методик оценки ущерба и компенсации для их интересов. По итогам обсуждения Секретариату было предложено его доработать с целью устранения пробелов в действующих международных инвестиционных соглашениях и подготовить рекомендации для трибуналов относительно оценки размера ущерба и компенсации.
В отношении статей об условиях и ограничениях к предъявлению иска Рабочая группа решила не продолжать работу над положением об урегулировании споров между государствами, а также над проектом положений 2 и 3. Разногласия вызвал вопрос о том, нужно ли обязать истцов прибегать к внутренним средствам правовой защиты путём обращения в местный суд или компетентный орган до подачи иска в инвестиционный арбитраж. Посовещавшись и приняв во внимание наличие разногласий, Рабочая группа попросила Секретариат предложить, какими способами, помимо обязания истцов прибегать к внутренним средствам правовой защиты, можно стимулировать их использование, а также проделать то же самое с другими требованиями в отношении предъявления исков.
Рабочая группа планирует продолжить обсуждение этих вопросов. Работу над устранением проблем в области УСИГ, изначально оценённых Рабочей группой как вызывающие беспокойство, планируется поэтапно завершить в 2026 году. Так, на заседание Комиссии в конце июня – начале июля 2024 года планируется представить проект положений о создании Консультативного центра по международному инвестиционному праву, а также руководящие принципы предупреждения споров и примирения.
Центр продолжит активно следить за развитием работы в рамках Рабочей группы III и участвовать в обсуждениях в качестве наблюдателя.
Другие новости
Анна Козьякова окончила юридический факультет БФУ им. И. Канта в г. Калининграде (направление «Международное право»). Затем она прошла обучение в магистратуре и докторантуре Georg-August Universität Göttingen. В 2020 году Анна получила степень доктора права (PhD). Она преподаёт и занимается научными исследованиями в области международного и международного экономического права. Сферой особого интереса Анны является международное инвестиционное право и международный арбитраж. Научное исследование Анны Козьяковой на тему «Противоправные деяния международных инвесторов в международном инвестиционном праве» (“Foreign Investors Misconduct in International Investment Law”) было опубликовано в издательстве Springer International Publishing. Анна является разработчиком авторских курсов по юридическому письму и техникам исследовательской работы в области юриспруденции. С 2020 года Анна вовлечена в работу Центра международных и сравнительно-правовых исследований как внешний эксперт в рамках участия Центра в сессиях Рабочей группы III ЮНСИТРАЛ в качестве наблюдателя.
Сфера профессиональных интересов: Екатерина окончила юридический факультет БФУ им. И. Канта в 2017 году и получила степень магистра международного частного права НИУ ВШЭ (г. Москва) в 2019 году. Она также обучалась в университете им. Георга-Августа (г. Гёттинген, Германия) на семестре по обмену. Помимо работы в ЦМСПИ Екатерина является правовым советником РАЦ при РИСА, где выступает в качестве ассистента арбитров в сложных спорах, в том числе международных арбитражах, подчинённых разному применимому праву. Екатерина также входит в комитет РАЦ по технической проверке проектов выносимых решений и постановлений, а также активно работает над улучшением правил и процедур РАЦ (например, участвовала в разработке новой версии Арбитражного регламента РАЦ от 2021 года и руководств для арбитров по различным аспектам арбитража). В рамках экспертной работы Екатерина занимается анализом реформы системы разрешения инвестиционных споров (UNCITRAL Working Group III) и подготовкой соответствующих правовых заключений, а также участвует в исследованиях, посвящённых различным вопросам международного публичного права. Ранее Екатерина работала в Аппарате Уполномоченного Российской Федерации при Европейском суде по правам человека (Минюст РФ), где занималась анализом имлементации решений ЕСПЧ в российскую правовую систему, а также проходила стажировку в Совете Европы. Кроме того, Екатерина стажировалась в арбитражном институте и юридической фирме в Малайзии, где получила навыки работы с английским правом, коммерческими и инвестиционными спорами. Свободно владеет русским и английским языками, а также французским и немецким языками на среднем уровне.