Центр принял участие в 47-й сессии Рабочей группы III ЮНСИТРАЛ
22–26 января 2024 года Центр международных и сравнительно-правовых исследований в качестве наблюдателя принял участие в 47-й сессии Рабочей группы III Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Центр представляли эксперты Анна Козьякова и Екатерина Петренко. В рамках сессии планировалось рассмотреть актуальные версии проекта устава Консультационного центра по международному инвестиционному праву
(A/CN.9/WG.III/WP.236), проекта положений по процессуальным и сквозным вопросам и аннотации к ним (A/CN.9/WG.III/WP.231 и A/CN.9/WG.III/WP.232) и проекта руководящих принципов по предупреждению международных инвестиционных споров и примирению (A/CN.9/WG.III/WP.235).
Несмотря на то, что проект положений о создании Консультативного центра уже интенсивно обсуждался на прошлой сессии Рабочей группы в октябре
2023 года, второе чтение документа на 47-й сессии заняло большую часть рабочего времени. В итоге была внесена ясность в решение ряда принципиальных вопросов.
Так, было решено в названии Консультативного центра сделать фокус на «разрешении международных инвестиционных споров» и убрать отсылку к «международному инвестиционному праву» как слишком широкому понятию. При этом было указано, что объём понятия «разрешение международных инвестиционных споров» не следует понимать как ограничение видов услуг, предоставляемых Консультативным центром: они могут также распространяться на услуги по предупреждению споров, а также достижение мирного соглашения. Также в пункт 2 статьи 2 о целях Консультативного центра было решено добавить прямое упоминание функции по «предупреждению» международных инвестиционных споров.
При обсуждении проекта статьи 3 ещё раз подчёркивалась необходимость обеспечения независимости Консультативного центра. Также участники Рабочей группы обратили внимание на важность эффективного использования ресурсов Консультативного центра и избегания дублирования его работы с другими международными и региональными организациями. Эту идею на прошлой сессии также высказывали эксперты Центра.
По вопросу членства (проект положения 4) широкую поддержку получила идея о том, что членов следует разделить на различные категории, которые будут определять, в частности, приоритетность их доступа к услугам Консультативного центра, размер членского взноса, а также взимаемый тариф за услуги. Нашла поддержку идея разработать дополнительные объективные критерии с учётом целей Консультативного центра, такие как, например, ВВП на душу населения, потоки прямых иностранных инвестиций, объём торговли и другие экономические показатели. Также звучало мнение, что при распределении поддержки следует учитывать отсутствие предыдущего опыта в урегулировании инвестиционных споров и нехватку финансовых ресурсов. По итогам обсуждения предпочтение было высказано идее провести категоризацию членов на начальных этапах работы Консультативного центра, предоставив Руководящему комитету полномочия вносить необходимые корректировки в установленные категории.
Большую дискуссию вызвала структура Консультативного центра (проект положения 5). После многоэтапного обсуждения и выступления Исполнительного директора Консультативного центра по праву ВТО широкую поддержку получило мнение о том, что Консультативный центр должен иметь трёхуровневую структуру: Руководящий комитет, Секретариат и Исполнительный комитет. Данное решение повлекло за собой обсуждение и включение в проект устава подробных положений об Исполнительном комитете и его функциях.
В отношении функций и услуг Консультативного центра разногласия возникли в вопросе распространения услуг Центра на услуги, относящиеся к урегулированию межгосударственных споров. Одна группа стран поддерживает идею прямого упоминания услуг, относящихся к урегулированию межгосударственных споров, так как такие споры всё чаще становятся средством разрешения споров между государством и инвестором. Другая группа стран выступает категорически против включения в проект положений упоминания о межгосударственных спорах, подчёркивая, что создание Консультативного центра должно быть направлено в первую очередь на решение задачи реформирования системы урегулирования споров между инвесторами и государствами (УСИГ). Звучало компромиссное предложение о том, чтобы применять разный подход в отношении услуг по технической помощи и наращиванию потенциала (статья 6) и услуг юридических консультаций и поддержки в связи с разбирательствами по международным инвестиционным спорам (статья 7). При этом высказывались сомнения о целесообразности оказания Консультативным центром представительских услуг в связи с урегулированием межгосударственных споров. Также звучало предложение, что решение вопроса о распространении услуг Консультативного центра на межгосударственные споры можно оставить на усмотрение Руководящего комитета, поскольку в его полномочия включается вопрос об объёме и видах услуг, которые будет предоставлять Консультативный центр. Окончательное решение по этому вопросу на сессии принято не было.
Мнения разошлись также по вопросу распространения услуг Консультативного центра по технической помощи и наращиванию потенциала на субъектов, не являющихся членами. С одной стороны, отмечалось, что приоритет должен отдаваться его членам. Ограничение бенефициаров Консультативного центра исключительно его членами может также создать дополнительный стимул для присоединения государств к членству. С другой стороны, высказывались мнения, что включение малых и средних предприятий в число бенефициаров Консультативного центра могло бы привлечь доноров, а также что участие в его деятельности более широкого круга лиц могло бы принести пользу всем членам. Предложено также проводить различие между субъектами-государствами, не являющимися членами, и иными лицами. Также обсуждались дифференцированные подходы к возможному доступу различных категорий субъектов к перечню услуг, указанных в подпунктах (a) – (e) пункта 2 проекта положения 6. При этом был достигнут консенсус относительно того, что государствам, которые не являются членами, может быть предоставлен доступ к более широкому перечню услуг, перечисленных в пункте 2 проекта положения 6, а то время как иным физическим и юридическим лицам может быть открыт доступ только к услугам, перечисленным в подпунктах (c) и (d). Кроме того, обсуждалось право членов заявлять возражения против доступа конкретных государств, не являющихся членами, а также иных физических и юридических лиц к услугам Консультативного центра. Такие возражения должен будет рассматривать Руководящий комитет.
В отношении платы, взимаемой за услуги по проекту положения 6 с субъектов, не являющихся членами Консультативного центра, обсуждалось право Исполнительного директора по своему усмотрению отказываться от взимания такой платы в определённых случаях, например, когда участие такого субъекта вносит пользу в реализацию целей Центра и является вкладом в натуре. В свете проекта положения 7 вопрос о доступе государств, не являющихся членами, к услугам юридического представительства было предложено оставить на индивидуальное рассмотрение либо Исполнительного комитета, либо Руководящего комитета. При этом участниками Рабочей группы было достигнуто понимание, что приоритет будет отдаваться членам, а для государств — не членов услуги могут быть оказаны по более высоким тарифам, чем для членов.
Лишь к концу недели участники Рабочей группы коснулись такого важного вопроса, как финансирование будущего Консультативного центра. При этом обсуждение касалось не конкретных цифр, приведённых в Приложении IV, а только принципов организации бюджета. Поддержку получила идея проявлять гибкость, разрешив членам вносить взносы на ежегодной, многолетней или единоразовой основе. Также было решено предоставлять членам возможность уплачивать взносы в рассрочку. Есть общее понимание членов Рабочей группы, что сборы за услуги, предусмотренные в статье 7 (юридические консультации и поддержка в связи с разбирательствами по международным инвестиционным спорам), должны быть разными для разных категорий членов. Из соображения обеспечения прозрачности поддержку получила идея включать в ежегодный доклад информацию о получении добровольных взносов.
Заинтересованность в размещении у себя штаб-квартиры будущего Консультативного центра выразили правительства Франции, Ганы, Нидерландов, Таиланда, Парагвая.
По окончании обсуждения Рабочая группа решила рассмотреть остальные статьи, а также нерешённые вопросы на следующей сессии — в апреле
2024 года.
По проекту руководящих принципов по предупреждению международных инвестиционных споров и примирению Рабочая группа поручила Секретариату обновить проект на основе письменных замечаний. Делегатам было предложено предоставить материалы до 5 февраля 2024 года. Работа по проектам положений по процессуальным и сквозным вопросам также будет продолжена на основании письменных комментариев. В письменных замечаниях предложено описать видение государств — участников Рабочей группы, каким образом они хотели бы обеспечить эффективность дальнейшей работы над проектом положений, и выделить те проекты положения, которым следует уделить приоритетное внимание.
Центр продолжит активно следить за работой в рамках Рабочей группы III ЮНСИТРАЛ и участвовать в обсуждениях в качестве наблюдателя. В рамках Лаборатории по инвестиционному праву и арбитражу её участники также продолжают рассматривать темы повестки заседаний Рабочей группы III. В частности, участники Лаборатории недавно завершили работу над статьёй про планируемый Консультативный центр.
Другие новости
Анна Козьякова окончила юридический факультет БФУ им. И. Канта в г. Калининграде (направление «Международное право»). Затем она прошла обучение в магистратуре и докторантуре Georg-August Universität Göttingen. В 2020 году Анна получила степень доктора права (PhD). Она преподаёт и занимается научными исследованиями в области международного и международного экономического права. Сферой особого интереса Анны является международное инвестиционное право и международный арбитраж. Научное исследование Анны Козьяковой на тему «Противоправные деяния международных инвесторов в международном инвестиционном праве» (“Foreign Investors Misconduct in International Investment Law”) было опубликовано в издательстве Springer International Publishing. Анна является разработчиком авторских курсов по юридическому письму и техникам исследовательской работы в области юриспруденции. С 2020 года Анна вовлечена в работу Центра международных и сравнительно-правовых исследований как внешний эксперт в рамках участия Центра в сессиях Рабочей группы III ЮНСИТРАЛ в качестве наблюдателя.
Сфера профессиональных интересов: Екатерина окончила юридический факультет БФУ им. И. Канта в 2017 году и получила степень магистра международного частного права НИУ ВШЭ (г. Москва) в 2019 году. Она также обучалась в университете им. Георга-Августа (г. Гёттинген, Германия) на семестре по обмену. Помимо работы в ЦМСПИ Екатерина является правовым советником РАЦ при РИСА, где выступает в качестве ассистента арбитров в сложных спорах, в том числе международных арбитражах, подчинённых разному применимому праву. Екатерина также входит в комитет РАЦ по технической проверке проектов выносимых решений и постановлений, а также активно работает над улучшением правил и процедур РАЦ (например, участвовала в разработке новой версии Арбитражного регламента РАЦ от 2021 года и руководств для арбитров по различным аспектам арбитража). В рамках экспертной работы Екатерина занимается анализом реформы системы разрешения инвестиционных споров (UNCITRAL Working Group III) и подготовкой соответствующих правовых заключений, а также участвует в исследованиях, посвящённых различным вопросам международного публичного права. Ранее Екатерина работала в Аппарате Уполномоченного Российской Федерации при Европейском суде по правам человека (Минюст РФ), где занималась анализом имлементации решений ЕСПЧ в российскую правовую систему, а также проходила стажировку в Совете Европы. Кроме того, Екатерина стажировалась в арбитражном институте и юридической фирме в Малайзии, где получила навыки работы с английским правом, коммерческими и инвестиционными спорами. Свободно владеет русским и английским языками, а также французским и немецким языками на среднем уровне.